Израильский танк "Меркава”
Меркава -4
Танк "Меркава” является основным боевым танком Израиля. Слово Меркава в переводе означает – колесница.
Израиль начал работы по созданию своего современного танка в 1970 году, опытный образец был выпущен в 1977 году, а широкой публике он был показан в 1979 году, серийное производство танка началось в 1980 году.
Уникальностью танка, в отличие от остальных мировых образов является то, что двигатель расположен впереди танка, сзади есть пространство для десанта.
Танк считается одним из лучших танков в мире и стоит на одном уровне с Leopard 2 , Challenger 2 и Абрамс M1A2 . Основными преимуществом являются мощная броня, активная противокумулятивная защита, передовые технологические системы управления огнем и цифровые системы боевого управления. Основными недостатками является большой вес, и относительно короткая пушка меньшей скорострельности по сравнению с другими танками.
Вначале был выпущен танк "Меркава I”, он участвовал в войне в Ливане.
Далее в 1982 году стал выпускаться танк "Меркава II”, а затем "Меркава IIB”.
Эти танки были еще недостаточно совершенны, однако в начале 1990 годов Израиль выпускает третью модификацию танка "Меркава III”. Этот танк уже сочетал в себе самые современные достижения науки и техники, так орудие было заменено с калибра 105 мм на 120 мм. Танк имел интегрированную систему управления огнем. Танк был оснащен модульной системой защиты от ракет Хезболлы.
В конце 1990-х годов Израиль начал разработку четвертого поколения своих танков и в 2004 году начал серийный выпуск модификации "Меркава VI”.
Броня
"Меркава VI” является одним из лучших по броневой защите танков в мире. Он отлично защищен не только спереди, но и по бокам и по крыше. Собственная броня модульная, что позволяет быстро и легко ремонтировать подбитый танк. Корпус был разработан таким образом, что компоненты, например, двигатель и топливные баки, как бы создают дополнительный слой защиты.
Боеприпасы хранится в огнеупорных контейнерах.
Мобильность
У "Меркава VI” существенно улучшена мобильность с учетом основного применения в областях базальта на Голанских высотах.
Силовая установка представлена дизельным двигателем GD 883, 12-цилиндровым, V образным, мощностью 1500 лошадиных сил. Двигатель является одним из немногих компонентов танка, который производится не в Израле, в данном случае производственные мощности двигателей расположены в Германии.
Еще одна новинка – по периметру танка установлены видеокамеры, которые позволяют водителю осуществлять круговой обзор.
Система управления огнем
Данная цифровая система получает информацию от беспилотников, сопоставляет ее по координатам с помощью GPS
и позволяет распределять цели между артиллерией и танковыми частями. Кроме того, система позволяет записывать ход сражения для выполнения оперативных исследований и анализа ошибок.
Меркава – это без сомнения один из лучших танков в мире. Однако нужно отметить и некоторые недостатки.
По мобильности недостатком является перегруженность передней части танка, что существенно снижает его проходимость, однако здесь нужно понимать то, что танк не экспортируется в другие страны и разработан для движения по базальтовым породам.
Масса танка 70 тонн, что существенно выше массы других танков мира.
Пассивное бронирование у "Меркава VI” значительно ниже, чем у танка Т-90МС, при существенно (на 20 тонн) меньшей его массе.
Толщина нижней пассивной лобовой брони всего 100 мм.
Основные тактико-технические
данные |
Меркава 1 | Меркава 2 | Меркава 3 | Меркава 4 |
Год принятия на вооружение | 1979 | 1983 | 1990 | 2002 |
Боевая масса, т | 56 | 60 | 63 | 65 |
Экипаж, чел. | 4 | |||
Удельная мощность, л.с./т | 16,1 | 15 | 19 | 23,1 |
Длина танка с пушкой вперед, мм | 8300 | 9040 | ||
Длина корпуса, мм | 7450 | 7600 | ||
Ширина по гусеничным лентам, мм | 3720 | |||
Высота танка по крыше башни, мм | 2660 | - | ||
Длина опорной поверхности, мм | 4520 | - | ||
Клиренс, мм | 530 | |||
Максимальная скорость движения, км/ч: | 56 | 60 | 65 | |
Запас хода по топливу, км | 400 | 500 | ||
Максимальный угол подъема, град | 30 | |||
Ширина рва, м | 3 | |||
Глубина брода, м | 1,38 | |||
Тип брони | Разнесенная |
Разнесен.
+ комбинир. |
Модульная,
комбинир. |
Модульная,
комбинир. |
Танковая пушка |
105-мм нарез.
М68 |
120-мм
гладкоствол.
MG251 |
120-мм
гладкоствол.
MG253 |
|
Спаренный с пушкой пулемёт | 7,62-мм MAG | |||
Зенитный пулемёт | 2x7,62-мм MAG | 7,62-мм MAG | ||
Угол горизонтального обстрела, град. | 360 | |||
Угол возвышения, град. | 20 | |||
Угол снижения на нос танка, град. | 8.5 | 7.5 | - | |
Тип артиллерийского выстрела |
Унитарный с
металлической
гильзой |
Унитарный с частично
сгорающей
гильзой |
||
Боекомплект, выстрелов шт. | 62 | 50 | 46 | |
Выстрелы первой очереди |
6 в
ящике на полу
боевого отделения |
5 в
механическом
барабане на полу
боевого отделения |
10 в
электрическом
барабанном механизме
в нише башни |
|
Боекомплект, патронов шт. | 10,000 | |||
Система управления огнём | «Матадор-1» | «Матадор-2» |
«Матадор-3»
или «Баз» |
Усовершен. «Баз» |
Стабилизатор танкового вооружения | 2-плоскостной гидравлический | 2-плоскостной электрический | ||
Прицел-дальномер |
Комбинирован.
перископический,
с пассивным ночным
каналом и лазерным дальномером |
Комбинирован. перископический, с пассивным ночным
каналом или тепловизором и лазерным дальномером |
Стабилизирован.
в 2
плоскостях,
комбинированный
перископический,
с тепловизором и
лазерным дальномером |
|
Прицел командира |
Перископический с отводом
от прицела наводчика |
Перископический
с отводом
от прицела
наводчика или Стабилизирован.
в 2 плоскостях, перископический
комбинированный, с пассивным
ночным каналом |
Стабилизирован.
в 2 плоскостях,
перископический комбинированный, с тепловизионным
ночным каналом |
|
Двигатель |
12-цилиндровый четырехтактный
дизель воздушного
охлаждения AVDS-1790-5А |
12-цилиндровый четырехтактный
дизель воздушного
охлаждения
AVDS-1790-9AR |
12-цилиндровый четырехтактный дизель водяного
охлаждения GD883 |
|
Мощность двигателя, л. с. | 900 | 1200 | 1500 | |
Вместимость топливных баков, л. | 1100 | 1400 | ||
Трансмиссия |
«Аллисон» CD-850-6В, полуавтоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным
механизмом поворота |
«Ашот», автоматическая
гидромеханическая,
с гидрообъемным
механизмом поворота |
Renk RK 325,
автоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным
механизмом поворота |
|
Количество передач, вперёд/назад | 2/1 | 4/3 | 5/4 | |
Ходовая часть | С передним расположением ведущих колёс | |||
Гусеничная лента | ОМШ | |||
Количество траков | 110 | |||
Ширина трака, мм | 640 | 660 | ||
Тип амортизации опорного катка | Наружная | |||
Диаметр опорного катка, мм | 790 | |||
Система подрессоривания | Индивидуальная, пружинная с гидравлическими амортизаторами | |||
Амортизаторы | Телескопические гидравлические | Роторные гидравлические |